Чем пахнет асфальт?
Специалисты дорожного строительства говорят, что асфальт на жаре "плывет".
Экологи же скажут, что из асфальта выделяются вредные вещества.
Виталий Липик, кандидат технических
наук
В последнее время стало модно пугать
население вредным воздействием полимеров, синтетических волокон,
антропотоксинами, афлотоксинами и другими новшествами цивилизации.
Интересно, видели ли противники окон из ПВХ спектр веществ,
выделяющихся из деревянного окна? Сравнивал ли кто-нибудь их по
токсичности? С различных точек зрения можно взглянуть и на проблему
выделения вредных веществ из асфальта.
Все прекрасно представляют, как в
жару пахнет асфальтовое покрытие. Если мы можем своими органами
чувств ощутить запах выделяющихся веществ, то каковы же масштабы
выделения вредных веществ с учетом огромной территории, покрытой
асфальтом в городе? Ботаники отмечают, что выхлопные газы и
испарения от асфальта приводят к появлению в городе
деревьев-"мутантов" со странной метлообразной формой веток, которая
закрепляется генетически. Медики говорят о вредном воздействии
асфальта, осторожно предполагая, что испарения из асфальта и
асфальтовая пыль могут быть причиной раковых заболеваний. Но в
колокола никто не бьет, потому что понятно отказаться от
асфальтовых покрытий невозможно.
В то же время в крупнейших городах
Европы в настоящее время вместо асфальта укладывается брусчатка,
стоимость которой в восемь раз выше. Неспроста большое внимание
этому вопросу уделяют и власти белорусской столицы, меняя асфальт
крупнейших улиц Минска на плиточные покрытия.
Асфальт это
строительный вяжущий материал
Явление, когда над
асфальтированной дорогой в жару "плавится" воздух, наблюдали все.
Примерно то же самое происходит, если открыть канистру с бензином и
присмотреться к воздуху над горловиной. Явления одинаковые,
связанные с выделением углеводородов. Природный асфальт получается
из нефти в результате испарения легких фракций и окисления.
Искусственный асфальт смесь битумов (13-60%) с тонкоизмельченными
минеральными накопителями. От природного асфальта он отличается
наличием парафина и большим содержанием нефтяных масел. Получается,
что асфальт это нефтепродукт, самая тяжелая нефтяная фракция. Ни
один химик не даст точного состава нефти, настолько много она
включает химических соединений, а про асфальт и подавно трудно
сказать что-то определенное, поскольку его составляющие относятся к
полициклическим, гетероциклическим и ароматическим углеводородам.
Хотя элементарный состав асфальта известен и содержание элементов в
нем колеблется в пределах: углерод 80-86%, водород 7-9%,
кислород 2-10%, сера до 10%, азот до 2%. Помимо этого в его
составе имеются тяжелые металлы: никель, ванадий до 0,2%, железо,
медь, магний содержатся в очень малых количествах.
При приготовлении асфальтобетонной
смеси в нее добавляют до 5 пластификаторов и различные добавки.
Получается, что испарения из асфальта являются смесью нефтепродуктов.
С водой, с учетом кислотности осадков, из асфальта плывут соли
никеля, ванадия и других металлов. Некоторые соединения никеля и
ванадия относятся к первому и второму классам токсичности и являются
канцерогенами.
Канцерогены из асфальта
Нефтяные углеводороды асфальта в
значительной мере ароматические (отсюда специфический аромат
асфальта) и полициклические углеводороды, среди которых также немало
канцерогенных соединений. В подтверждение этому исследования
казахстанских ветеринаров, которые отследили зависимость высокой
частоты раковых заболеваний, в частности дыхательных путей, у
городских домашних собак, по причине постоянного обнюхивания собакой
территории и втягивания приземного воздуха наподобие пылесоса. И чем
больше в жилой застройке процент асфальтированных покрытий, тем выше
частота раковых заболеваний животных.
У экологов вызывает удивление
высокое содержание ароматических углеводородов в пробах городского
воздуха, особенно в жаркое время года. Это бензол, триметилбензол,
диэтилбензол, толуол и гетероциклические соединения, источников
выделения которых казалось бы рядом нет: ни предприятий, ни
интенсивного движения автотранспорта только лишь асфальт.
Украинские специалисты, проводя исследования, по самым скромным
подсчетам оценили вклад асфальта в загрязнение городского воздуха в
10-15% от общего количества вредных веществ, поступающих в городскую
атмосферу в результате человеческой деятельности.
Добавки плохие и хорошие
Научный прогресс не стоит на месте,
растет число предложений по модификации асфальта различными
добавками, в частности самой популярной резиновой крошкой. Никто
не спорит, при введении резины асфальт по различным характеристикам
становится лучше. Модификация асфальтобетона резиновой крошкой
улучшает прочность к растрескиванию, снижает уровень шума, сокращает
тормозной путь. Правда, снижается устойчивость асфальта к холоду,
что необходимо учитывать в условиях Беларуси. Все чаще и чаще
говорят о применении резиновой крошки и у нас. Приводят показатели
прочности, водостойкости, коэффициента набухания и нигде не отмечены
факторы выделения вредных веществ из такого асфальта, а ведь резина
сама по себе является источником выделения углеводородов. Что же
будет выделяться из дорожного резинового покрытия, которое под
воздействием солнца будет нагреваться в условиях Беларуси до 60
градусов, а с учетом движения и торможения машин еще выше?
В асфальт пытаются добавить
различного типа отходы, например, гальванические металлсодержащие
шламы. Данные исследования проводились в Польше и России. Во Франции
в асфальт пытались закатать золу от мусоросжигательных заводов. Эти
исследования, несомненно, полезны и оправданы, поскольку позволяют
решать проблему утилизации токсичных отходов. Но малоисследованным
остается временной фактор. Что будет с этими токсичными добавками в
асфальте через 5-10 лет? Куда девать потом асфальт с таким
наполнителем? Скорее всего, в условиях эксплуатации при истирании
асфальтовая пыль, выделяющаяся в воздух, будет содержать в себе
металлы, введенные в смесь. Поэтому к данному вопросу необходимо
подходить с большой осторожностью, например, асфальтировать
экспериментальные участки вне городской черты и т.п.
|